"Опять некуда ставить машину! Чем только думают эти застройщики?"
Если у вас возникали подобные мысли, вы не одиноки. Многие люди жалуются на дефицит парковочных мест возле многоквартирных домов. Но виноваты ли в этом застройщики? На самом деле (и этот ответ может вам не понравиться) — нет. Вина обычно лежит на покупателях квартир, хотя им предоставляют все возможности для получения отдельного паркоместа для личного транспортного средства.
Актуальные нормативы градостроительного проектирования предусматривают выделение как минимум 1 парковочного места на 80 кв. м. жилья. Застройщик обязан придерживаться этих требований, поскольку иначе не сможет сдать дом в эксплуатацию. Нормы должны соблюдаться всегда, даже в условиях дефицита свободного пространства (что обычно наблюдается на объектах ближе к центру города).
В домах бизнес-класса или уровня "элит" застройщики могут выделять и 2-3 парковочных мест на 1 квартиру.
Застройщики обустраивают такие виды паркингов:
Наземный. Самый бюджетный вариант. Обычно жильцы могут ставить здесь машину бесплатно. Однако чем меньше свободного пространства возле дома, тем меньше таких мест будет. Застройщику приходится думать, как уложиться в нормы при минимуме занимаемой площади.
Подземный. Типичный вариант для домов класса бизнес и элит. Требует солидных расходов от застройщика, поэтому места здесь стоят недешево. Для автовладельца выгоды очевидны: защита от снега, ветра, дождя и прочих погодных явлений, а также от злоумышленников. Вдобавок не нужно прогревать машину зимой и можно получить быстрый доступ к розетке для зарядки электромобиля.
Отдельно стоящий. Наиболее распространенный тип паркинга возле бюджетных новостроек. Позволяет разместить большое количество автомобилей при минимальной площади застройки. Возведение наземного паркинга обычно обходится дешевле по сравнению с подземным, что отражается и на стоимости машиноместа для покупателя.
Нормативы предусматривают выделение только определенного количества паркомест. Застройщик может выбирать, какими именно они будут — бесплатными (наземными) или платными (подземными или отдельно стоящими). Бесплатно предоставлять два последних варианта нельзя, поскольку их обустройство связано с существенными финансовыми затратами.
Но большинству жильцов хочется сэкономить — именно поэтому они и жалуются на нехватку паркомест. К примеру, застройщик выделил 50% парковочных мест под открытым небом, и еще 50% оставил на подземном паркинге. Нормы соблюдены. Но если большинство жильцов не хотят приобретать платное место, а стараются оставить машину на улице, будут возникать неудобства:
Многие люди также сетуют на необходимость доплачивать за машиноместо, если они уже отдали деньги за квартиру. Это скорее всего привычка с тех времен, когда все было общим, а значит бесплатным. Сегодня каждый квадратный метр земли стоит денег. Застройщик должен купить его у города, затем должным образом обустроить. В результате паркоместо становится таким же товаром, как и все остальные. Если хочется комфорта и отсутствия проблем с поиском парковки — за это нужно платить.
Если смотреть статистику, то, например, в московских ЖК класса "комфорт" выкупают всего лишь 20% машиномест. Собственники остальных 80% квартир предпочитают оставлять машины просто на улице. А вот в домах бизнес-класса выкупают уже около 70% машиномест. Хорошо видно, что при более высокой покупательской способности люди активнее пользуются возможностью получить в распоряжение собственное парковочное место. Чаще же мы видим ситуацию, что люди хотят иметь "бесплатные" парковочные места, не задумываясь о том, что их стоимость в таком случае будет включаться в стоимость жилья (ведь земля под парковку тоже стоит денег). Однако, семьи, которые вообще не имеют автомобиля, не возмущаются фактом того, что им, хоть косвенно, приходится оплачивать паркоместа для соседей